Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая): Стих

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил. В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

>
УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (149 оценок, среднее: 4,32 из 5)
Категории стихотворения "Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 45

  1. Лора Жукова

    эти стихи знакомы с детства и возникают в сознании при первой же услышанной строчке, красивые душевные

  2. Илья Прохоров

    Весенний стих поможет пережить зиму. Хотя каждое время года хорошо по-своему, гололед в большом городе мало кому нравится. Спасибо Тютчеву за теплое настроение.

    1. Сабина-Миття

      Можно узнать? Тут написано весело громом.
      Оно так и читается, или это упущенная ошибка?

      1. admin

        Здравствуйте! Ошибки нет, все так как в книге.

  3. Александр

    При прочтении данного стихотворения всплывают образы весны, когда светит солнце и в то же время вокруг все гремит, запах дождя….красота.

  4. Норм?а ты как думаешь? Кались

  5. Margarita Prosyanik

    Поэзия это здорово!)

  6. Ирина

    Только первое четверостишие помню, остальное, действительно, трудновато для запоминания

    1. Илья

      Норм

  7. Елена

    Тютчев — хорошо, а Есенин лучше!

  8. Никита

    Читать его с душою надо!

  9. Алина

    Долго учить! Супер а не стихотворение!

  10. Светлана Горшкова

    Мой сын не может это выучить…

    1. Махмутов Ильмир

      я выучил это легко

  11. Лида

    Мне нравится! Очень легко учится!

  12. Евгений Зубченко

    ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ЗЕВЕСОВА»?

    1. Михаил

      Зевсова Зевс-бог

  13. Кирилл

    Очень. Очень красивый стих всё ⛔

  14. Лиза

    Стих клаааааасс

  15. К сожалению сейчас мало в школьной программе есть стихи русских поэтов

    Надо,чтобы больше дети знали о русской культуре.

  16. ИСКРА

    Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬ ЭТИ СТИХИ

  17. Виктор

    Любимый стих

    1. Надя

      хорошее стих!!!

  18. Клас

    Юмора я уже не помню

  19. Аноним

    Супер

  20. Аноним

    Стих хороший и легко учить

  21. Анжелика

    Я эти стихи учила в 3 классе
    класс

  22. Зудов Владислав

    Спасибо за стих! Очень понравился! Поставили 5 за его рассказ!))

  23. Тамила

    В стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» мне понравились прилагательные, которые были подобраны для описания состояния природы. Создаётся ощущение, что гроза ожила и просто веселится, и наслаждается тем, что каждый поддерживает её шум и грохот! В пример приведу следующие строки:
    «С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птицей гам,
    И гам лесной и шум нагорный —
    Всё вторит весело громам.»
    Но это ещё не всё. Тютчев здорово сравнил состояние природы с громокипящим кубком, который Геба пролила на землю.
    В целом мне понравилось это стихотворение своей красочностью и передачи этого состояния окружающей среды.

  24. Егор Плугатырёв

    Я считаю, что стихи делают авторы, что бы отвлеч читателя от повседневной рутины. На мой взгляд, автор произведения (Фёдор Тютчев) идеально справился с этой задачей, благодаря атмосфере в этом стихотворении, которую автор создал с помощью ряда фраз: грохочет в небе голубом, вот дождик хлынул, повисли перлы дождевые, в лесу не молкнет птичий гам. С помощью именно этих выражений автор погрузил нас в атмосферу поздней весны, из нашей серой повседневности.
    В общем рекомендую это стихотворение.

  25. Образец №9

    Вообще не пойму зачем придумали стихи учить, но есть такая штука, я песни например Skilet — Rise выучил прослушав 3-4 раза, а стихи и за полтора часа не могу выучить).

    1. Люцифер

      Скилет топ почти все ихние песни на изусть знаю

  26. Ляля

    Мне нравятся стихи Пушкина барто и Тютчева ❤️

  27. Ярик

    Спасибо

  28. Ульяна

    А вам легко было писать

  29. Аноним

    Очень хороший стишок :) но почему такой большой? Понимаю вдохновляет но детям сложно учить) ! Нам когда-то задавали в 1 классе. Я сейчас в 6 классе но сложно ведь мой брат отличник в 2 классе и на тебе 3 за то что он не смог выучить конечно сложно но так не знаю я ставлю за этот стих 4 звезды( !

  30. Катя и Дима)

    Привет всем люблю этого поэта кто да + :)

  31. Ирина

    Очень красивый стих

  32. Саша

    Анализ хороший но стих так себе!
    Спасибо!

    1. Ольга Михайловна

      Саша, стих хороший , а списывать нельзя! Завтра же к директору!

  33. AntiAndrey

    Аниме лучше, там и атмосфера и приключения, а тут как-то всё ограничено.

  34. Исмоил

    Мне очень нравится стихи Ф. Тютчева

  35. Я

    Стихи все очень большие и тяжело учить

  36. иван

    спс выручили

  37. Путин В В

    Стих хороший вся ГОС ДУМА мне наизусть рассказывала,а я оценивал одна пятёрка только остальные 2-3-4, вообщем плохие тут у нас дела.

Добавить комментарий

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) на сайте НашСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.