Александр Пушкин — Пророк: Стих

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

>
УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (96 оценок, среднее: 4,26 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Александр Пушкин — Пророк":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 36

  1. Данила

    Стих небольшой,простой для запоминания. Один из известнейших стихотворений А.Пушкина. Смысл стихотворения — тяжелое бремя поэта, каково быть поэтом и что значит «словом жечь сердца».

    1. имею как умею

      да ДАНИЛА ты прав

    2. ппп

      ты что крейзи

  2. Светлана

    Одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Фраза «Глаголом жги сердца людей» давно стала крылатой!

    1. Батя твой

      Всем похуд на твоё мнение

      1. Герасим

        Как и на твоё

  3. Илья Прохоров

    Автобиографическое стихотворение. Пушкин не сочинял стихи — он лишь записывал то, что падало на него «сверху». Увы, дар творить лучшие культурные творения дается не всем.

    1. Мэлли

      Очень хороший стих.Мне тоже нравится.Учить легко.

  4. Anton Nikitin

    Еще в школьные времена учил наизусть, ностальгия. Пушкин отлично подходит для заучивания. Стихотворение очень популярное, глубокое и осмысленное.

  5. Вика

    Только последняя строка запомнилась и всё:(

    1. Максим Лузин

      легко учится,час и все)

      1. Настя Хвостова

        Целый час! «Море» Жуковского вообще без рифмы, но учится за 30 минут.

    2. Ирина К.

      Учится очень легко, главное правильно ударение в словах ставить. Я за 15 минут выучила.))

    3. Валентина

      Выучить его можно быстро,но понимание придёт с годами.

      1. Максим

        Совершенно согласен, да ещё какое, к религии не имеет никакого значения.

      2. Мария Смирнова

        Удивительно проникновенный стих, но понимание действительно приходит с годами.

  6. Вадим

    Последняя строка чего стоит…

  7. Татьяна Котельникова

    я скачала запись звуковую «пророк» и все телефон наушники запись пятерка)

  8. Марина Иванкина

    духовной жаждою томим
    в пустыне мрачной я влачился
    рассматривая и изучая первые строки произведения мы видим что поэт заявляет о душевном поиске который по его ощущениям напоминает о мрачной пустыне в которой нет влаги, однообразный пейзаж и жгучее солнце… Довольно простое и банальное противопоставление в наши дни часто используются — дожди.
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Появилось действие — явление Серафима. Становится понятно направление духовных поисков — религиозное. Человек глубоко погружён в религию и её особенности.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Далее идёт процесс превращения простого человека в пророка.
    В принципе это и есть суть стихотворения: некая переработка человеческих органов в новые глубоко моральные духовные инструменты. Согласно религиозным воззрениям Серафим не касается всех органов подряд. Действует он избирательно: глаза, уши, рот, сердце. Заметьте, что Серафим не трогает руки или ноги, не отрывает допустим голову целиком или половые органы — в этом есть определённый религиозный смысл раскрывать который в данном случае не буду. Общая картина этого Акта говорит о безысходности самого человека и всемогуществе господа. Духовные муки приводят человека лишь к тому что над ним совершают Акт а не к тому чтобы человек сам что-то переосмыслил. Вторжение некоей небесной силы является здесь единственным способом утоления духовной жажды.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.»
    В заключении интересно отметить напутствие Бога — глаголом жги сердца людей. После Акта трасформации Бог выбирает путь для просветления остальных людей через разговоры. Создав некую биомашину он программирует её на воздействие при помощи разговора — слова. Бог показывает что подобными делами с трасформацией он не будет заниматься выстроив людей в длинную очередь. Показана избирательность и далее форма дальнейшего воздействия. Глазами программиста — похоже на создание некоего процессора который будет исправлять ошибки в программах по умолчанию. Опять же всё построено на иерархичности. Варианты самонахождения духовных поисков исключены.
    Общие выводы: Стихотворение глубоко религиозно подчёркивает ничтожность самопознания. Индивидуальность присутствует только у Бога. Показан лидер и толпа. Думаю что Пушкин этим стихотворениям хотел высмеять монархический общегосударственный строй.

    1. Георгий Петренко

      Если бы человек не был томим духовной жаждой, он бы и не был удостоен такого пути. Духовная жажда и есть духовные поиски. Также очень сомнительны выводы насчёт невозможности самопознания и переосмысления. Тем более, что Пушкин, скорее всего, так не считал. Подкреплю цитатой из другого стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны,/
      Чтоб сердцем возлетать во области заочны,/
      Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,/
      Сложили множество божественных молитв…» Заметьте, они сами сложили молитвы, чтобы возлетать в области заочны. Активное участие человеческого духа здесь утверждается. А при чём тут государственный строй — вообще в толк не возьму.

      1. Марина Иванкина

        Георгий, как понять отцы пустынники? И при чём здесь непорочность жён? Это звучит в настоящее время так: Чтобы укрепить веру надо Активно фантазировать и тогда будет легко на сердце… Это в чистом виде — религиозное воззвание… А человеческий дух укрепляется не фантазиями а дисциплиной.

      2. Марина Иванкина

        Георгий, а чем молитва отличается от фантазии? И чем тогда подобный набор звуков-слов и всякой тарабарщины будет отличаться от завываний шамана племени Тумба юмба перед тем как съесть своего соплеменника? И это всё заметьте — поиск духовных истин.. Утоление жады…. Но результат всего этого — самоуспокоение. Поиск оправдания своей тухлой натуре. Если же вы наверняка утверждаете что подобные молитвы помогают добиться концентрации и дисциплины — может быть вы и людей назовёте которые смогли добиться небывалых результатов в управлении своим физическим и энергетическим телом.

      3. Марина Иванкина

        Однако, на вопрос вы отвечаете не ответом, а утверждением противоположности понимания из чего следует понимать ваше не желание отвечать. Также как и многие люди верующие в бога вы занимаете позицию : Бог есть, потому что я в него верю и другие верят…. Это всё. Аргументы подобных людей не интересуют. Про усопших и их нетленные мощи — махнём шире — читайте Кастанеду там вообще нет смерти, утверждается что есть живые древние маги изменившие своё энергетическое тело до формы существ. Многие великие — вы правы. Фёдор Михайлович Достоевский например который играл в карты и был жутким тираном. Пётр Ильич Чайковский — возможно педофил. Таких примеров масса и они указывают что религия не способна остановить глубокие человеческие пороки. Вот вам пример тухлой натуры. Я бы не ставила в один ряд молитвы и медитацию — это раз. Во вторых — вера в бога не плохое занятие само по себе но со временем утратившее свой сдерживающий фактор. И по одному закону божию уже давно не прожить в нашем жестоком мире.

    2. Ната

      Столько бла-бла написано в вашем комментарии. С Пушкиным соревнуетесь? Не получится. У него дар от Бога. А вот у вас явно из другого места. Какой бунт против монархии? Письма Пушкина или его современников о нем читайте. А потом комментировать беритесь.

  9. Анасталия

    Со школы помню, легко учится!

  10. Денис

    О чём вы говорите вообще, живые маги, энергетические сущности и прочая галиматья, вера эта дар, которого у вас нету, ради своего мнимого успокоения готовы перевернуть всё с ног на голову, научные доктрины, бесконечные поиски истины — удел отдельных людей, они открываются избранным, которые создают вехи истории, и живут в памяти людей, конечно есть здравое зерно в некоторых ваших высказываниях, но это всё за гранью

  11. Zalina

    Тематика стиха то..снова исламская..понятно откуда черпал..

  12. кирилл

    на самом деле это стихотворение не носит в себе исламский характер это стихотворение носит в себе независимый характер

  13. Андрей

    Стихотворение Пророк говорит о славянском учении (не религия) вхождение человека в состояние великого спаса, что так усердно уничтожается еврейской религией. Изучите славянскую буквицу там есть ответы на все вопросы духовного развития человека.

  14. Диана

    Слишком большие стихи не могу столько учить

  15. Фома

    То что написано в этой истории являчется историей Пророка Мухаммада . Именно его сердце ангел вырвал из груди и очистил от греха. и от этой осталос у него метка на груди.

  16. кирилл

    значит так прекратите спорить немедленно да это стихотворение безусловно заставляет каждого из нас подумать о том как устроена наша жизнь и не прочитать это стихотворение не вникнуть в этот текст просто невозможно

  17. Анна

    Вообще-то Пушкин не о себе, как о пророке писал, а о пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует). Это ему ангелы вскрывали грудь и очищали сердце, и к нему приходил ангел Джабраил с откровениями от Аллаха. У поэта есть еще стихи о Коране и мусульманах.

    1. Минихан

      Вряд ли. Пушкин хоть и часто обращался к теме Ислама, но в стихе явный библейский слог, очень похож на Ветхий Завет, и себя он ставит на место скорее Моисея, чем рассказывает о Мухаммеде (мир ему).
      Более того, у него есть отдельный цикл про Коран.

  18. Аноним

    Очень трудно выучить

  19. ЗЛОЙ

    Как же задолбали комментаторы, которые говорят, что легко учится. НЕ ЛЕГКО учится!!

Добавить комментарий

Читать стих поэта Александр Пушкин — Пророк на сайте НашСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.