Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Анализ стихотворения «Золотая осень» Пастернака
В поздний период творчества Б. Пастернак от сложных для восприятия произведений переходит к стихотворениям, написанным простым и доступным языком. К чистой пейзажной лирике относится стихотворение «Золотая осень» (1956 г.).
Начиная с Пушкина, многие русские поэты с восторгом описывали красоту русской осени, особенно последний теплый период — «бабье лето». Пастернак не стал исключением, испытывая точно такие же чувства к «золотой поре». Эпитет «золотой», заложенный уже в названии, и его различные склонения поэт использует на протяжении всего стихотворения («позолота», «золоченые»). Он точнее всего передает цвет, в который окрашиваются леса в период увядания.
Осенний лес в сознании Пастернака представляется огромным собранием выставочных залов с невероятно богатым количеством экспонатов. Прогулка по этим залам никогда не может наскучить. Восторженному посетителю на каждом шагу будут открываться все новые и новые шедевры: «липы обруч золотой», «лик березы — под фатой». Сказочный лес преображает окружающий мир. Вместо черной земли под ногами расстилается толстый ковер опавшей листвы, образующей неповторимые узоры. Творение человеческих рук — одиноко стоящие флигеля благодаря обступающим кленам получают золотое обрамление.
Лес живет своей жизнью, в которой господствует любовь. Предчувствуя долгий зимний сон, деревья стремятся последние мгновенья провести поближе друг к другу: «на заре стоят попарно». «След янтарный», оставляемый на коре заходящим солнцем, символизирует слезы деревьев, которым предстоит скорая разлука.
Многие поэты отмечали, что осенний лес находится в состоянии хрупкого оцепенения. Вместе с умолкнувшими звуками словно замирает время. Любое движение в абсолютной тишине громко разнесется по всем окрестностям. У Пастернака это явление выражено в «бушевании» листвы под ногами.
Завершается стихотворение очень красивым поэтическим сравнением. Огромная осенняя сокровищница, собрание «старых книг, одежд, оружья» очень скоро закроет двери для посетителей. Наступает время передать ключи строгому сторожу — зиме. Уже начались первые приготовления к этой передаче: «сокровищ каталог перелистывает стужа».
Стихотворение «Золотая осень» — достойный вклад Пастернака в копилку отечественной пейзажной лирики.
Вот она, та самая осень от Пастернака!
Крутой стих, но мне его надо выучить наизусть
Изумительной красоты слог! Одно из любимых стихотворений об осени.
Какой прекрасный стих написал Борис Пастернак! Не правда ли?
учится не очень трудно но мне его надо выучить за 6 часов
Стихотворение очень красивое и мне очень помогло на Осенний бал
сыплет осень золотом за моим окном.
кроет двор узорчатым золотым ковром.
как щедра на золото осени пора,
золота бесценного целая гора…
задержу я в памяти эту красоту,
чтоб украсить золотом стужи пустоту
Стих хороший хоть и длинный
Почему в моём учебнике нет одного куплета а в Интернете есть этот куплет :
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
За какой год у вас книга?
Например, в издании «Борис Пастернак. Стихи», Изд-во «Худож. лит-ра», 1966, стр. 295 есть эти строки.
В вашем учебнике значит приведено стихотворение не полностью.
admin за 2016 год !
очень классный стих и учить его просто
Согласен
Очень хорошое стихотворение
норм
Очень нравится стих
не понятные ударения
Всегда смешили «анализы» стихотворений))))
Стих слабый на «3-«.
Вымученные образы с рифмой натянутой на них могучими руками.
Отсутствие логики:
— «осенью стоят попарно» — а зимой, весной, летом — как они стоят?;
— СТУЖА осенью;
— «Липы обруч золотой», «Лик березы» пусть даже «под фатой» (?!), «флигеля
Словно в золоченых рамах». И объясните мне зачем между ними «Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах.»??;
О каком вкладе тут можно говорить?
Единственная польза от подобных «шедевров» это отличный тренажер для развития фантазии «литературных критиков».
Нужен шедевр — читайте Есенина!
Как учить это не понимаю…((
я с вами согласна!) Есенин безупречен
Этот стих написан так, как захотел автор
Хороший стих☺
Нужно было много эмоций