Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».
В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.
клас
супер
Классное стихотворение его ещё так легко запомнить спасибо Лермонтову за такое классное стихотворение
Хорошо
Отличное стихотворение Лермонтова! Спасибо за анализ, пригодилось в школу
Отличное стихотворение! Михаил Лермонтов так душевно смог передать это стихотворение, у меня сразу поднялось настроение!)
Стих очень легко учиться выучил за 3 минуты. Те кто писали что там нет рифмы она там есть. Учусь в 6 классе и задали на завтра учить стих . Но на сегодня задали учить стих Тучи. Тучи и утес очень быстро выучил .
Стихи — выражение чувств, которыми наполнен автор. Здесь, конечно, про природу, а не про человеческие эмоции и страдания, но смысл тоски здесь есть. Через природу Лермонтов передал, видимо, свое настроение. Как и каждый поэт — депрессивный романтик. Не каждый, но многая часть. У каждого из них есть и грустные, и веселые произведения.
М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. И по сей причине его стихи очень легко учатся. Но к сожалению он прожил короткую жизнь. Те кто не знает почему он погиб советую прочесть его биографию.
Мне надо выучить «На севере диком» и «Утес»…Легко и рассказала на отлично)
Не могу выучить, нет рифмы!
Для тех, кто говорит, что здесь нет рифмы: здесь использована кольцевая рифмовка, т.е. первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей
здесь есть рифма
Мира, стих очень легко учится! Рифма есть. Прочитайте в интернете, какая бывает рифма.
Невозможно выучить нет рифмы!!
Класс стихтварение
Прелестный стих
Супер
классный душевный стих быстро поднимает настроение ну за анализ вам спасибо но мне он не нужен
Класс!
супер
Отличный стих, выучила за 10 минут.
Не очень хорошо запоминается. Рифмы нету, связи слов в стихотворении я не вижу.
Не думаю что сложно учить я сам на него глядя увидел рифму!
Это просто клас
Классное стихотворение
Как по мне, так стих отображает переживания по поводу любви, потому что какая-то девушка, которая была рядом с ним, то есть с поэтом, покинула его спустя какое-то время, а он успел влюбиться в нее. И поэтому все вокруг стало пусто, вследствие чего он почувствовал себя одиноким. С кем бывало такое тот поймет!!!!
Я то же сразу об этом подумала
очень хорошое стихотворение
Лермонтов писал грустные стихи
Стихотворение Лермонтова очень душевно, мне оно нравится!учить легко, а главное полезно, так мы развиваем память, мышление! Так что не ленитесь и учите стихи и когда-то вы скажите `Хорошо что я учил/учила стихиʼ
Спасибо! Очень помогли!
Вы единственный нормальный сайт!
благодарю покорно!
Я его выучила за 5 минут рассказала на 5 балов!!! рифма есть
Удивительно
Лермонтов самый лучший писатель !!!
у него все стихи грустные, но при этом всё в рифму
Не очень хорошо запоминается. Рифмы нету, связи слов в стихотворении я не вижу.
Мне понравилось это стихотворение туча .
Рифма есть я за 5 минут выучил и училка не одну оценку поставила а две 5
Как по мне то тучка олицетворяет ребенка а утес родителей и тучка как бы выросла и ушла от родителей или есть вариант то что это тучка это опять ребенок но уже ребенок умер и так же утес это родители . Стих классный выучила за минуту (я хорошо учу стихи. ;)) рассказала на пять!
У вас самый классный сайт успехов вам!
ммм интересно
Это стихотворение просто классное и чудесное спасибо большое за анализ и спасибо большое при большое М. Ю Лермонтов.
Просто класс
Супер, спасибо, большое!
стихотворение супер . выучила за 4 минуты
Хорошее стихотворение
не хочу учить
Стихотворение легко учиться. Анализ пригодился
рифма здесь есть хоть и спицефическая. лермонтов использовал кольцевой тип рифмовки который редко встречается
Это просто ужас я это стихотворение учу уже 2часа
Я не очень люблю золотой век но стих очень быстро учиться
Просто супер