Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» Баратынского
«Весна, весна» Евгения Абрамовича Баратынского относится к одической пейзажной лирике.
Стихотворение написано в 1832 году. Самому поэту в это время исполнилось 32 года, он решил было заняться хозяйством, строил дом, который впоследствии пришлось продать. Не ладилось и на литературном поприще: приглашение в журнал «Европеец» побудило его энергичнее взяться за перо, однако довольно скоро издание сие было закрыто. Не удались и его опыты с прозой: первая повесть прошло незамеченной публикой. Таким образом, поэт в этот период почти ничего не писал. Жанр – восторженная пейзажная лирика, почти ода, со столь привычным для Е. Баратынского философским финалом. Размер – четырехстопный ямб с рифмовкой, схожей с перекрестной, однако есть и элемент холостой (не рифмуются 1 и 3 строки). Лирический герой – сам поэт, стихотворение состоит из 8 строф, переполненных восклицаниями. Рефрен и в названии, и в четверостишиях (где он же – еще и анафора). Воздух прозрачен, небо ясно. Свет «слепит очи» (глаза) героя. Видимо, он уже отвык от буйства красок и чувств. Далее череда частиц с эмоционально-экспрессивными оттенками: как высоко, как ясен. Поэт старается передать не только цвета, но и звуки, и запахи. Река, как какое-то мифическое существо, ревет, ломает лед, несется вперед, вздыбливаясь льдинами. Солнце также спешно захватывает территории. Всюду просыхает земля, сходит снег. Даже прошлогодний лист все еще «душист». Жаворонок также участвует в торжестве, его задача – петь гимн преображению природы. Герой прислушивается к себе и не может нарадоваться: что с моей душой? С нее он словно сбросил тяжкий груз. Она оторвалась от земли и беззаботно щебечет в вышине, журчит с ручьем, ликует, как все живое. В эти минуты он забывает обо всем, тоска оставляет героя, он пьет на пире «забвенье мысли». И, опьяненный, отдается всеобщему празднику. Пусть хоть на время, хоть на час. Уменьшительные суффиксы: ветерка, птичкой. Олицетворения: ласкаясь облака, древа обнажены (то есть, не покрылись листвой). Инверсия: шумят, блестят ручьи. Лексика возвышенная, яркая, подчеркивающая динамизм стихотворения. Синекдоха: ветхий лист. Эпитеты: незримый, заздравный, дивный, яркой. Есть и риторические вопросы. Перифраз: дочь стихий. Гипербола: под солнце взвился.
Пейзажная лирика в стихах Е. Баратынского – нечастый гость. Она всегда выступает в симфонии с настроением автора.
Очень хороший стих учила с удовольствием помогает лучше видеть природу
шикарно
Прикольно, но для меня рифма тяжеловата — учить сложно, а стих прекрасный!
Стих очень нравится но есть пару строчек не в рифму по-моему.
согласен
Ненавижу учить стихи по литературе. Нам именно задали этот стих «Весна, весна! как воздух чист!»
Мне кажется, что никто не в праве судить великих поэтов, добившихся высот своего таланта. Те м более мы живем в 21 веке и наша лексика намного отстает от 19.
Лично мне стихотворение нравится, ведь поэт прочувствовал прелесть весны и выразил это в рифму. А языком невозможно выразить все человеческие чувства.
А мне кажется,что каждый имеет своё мнение и в праве его высказывать.И лексика 21 века не отстаёт от лексики 19,а она просто поменялась,вот и всё.А стих и правда хороший
Игорь ты прав я согласна с тобой
Стих вообще не понравился, по моему в наше время сочинили бы гораздо лучше!
Противно учить такой стих, когда на улице снег с дождём и слякоть(
Если СТИХ … ПОЁТ — ЭТО ВЫСШИЙ КЛАСС !!! — А это — Баратынский !!! — И я порекомендую …НЕКОТОРЫМ , — идите в … спортсру …
я это пропел…
Подскажите, как быстро выучить стих?
Главное понять смысл стихотворения и включить воображения, так будет проще. Можно еще строки стихов выделить разным цветом и зрительно запомните.
А у меня в книге «Е. А. Баратынский. Стихотворения» это стихотворение написано только до слов:
«Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.».
Мне нужен вообще анализ, не одного нормального…
Карина, на этом сайте, если я не ошибаюсь, вроде бы можно заказать уникальный анализ.
Я заказывала тут анализ другого стиха Баратынского. Получила 5ку
Хороший стих!
блин с вечера воскресенья до вторника не возможно выучить
напиши одно четверостишие очень красиво выучи его это быстрей пойдет и так повторяй я за час уже 6 учу так что ты не догадался что-то я бородино за два дня учил…
и да если к утру то там просто повтори и все
я выучила за 1 час
Классный стих!!!!!
Мне стих понравился Ну вот Последнюю строчку я не могла понять она была очень трудной Зато я за один вечер выучила почти весь стих а утром встала и рассказала почти что без запинки Мне очень понравился этот стих .
Мне этот стих понравился , но я не могла понять и выучить последние четверостишие. А так мне стих очень понравился и выучила его за 30 минут!!!!!
лайк
смысл задавать учить стих в январе когда мороз -20???
Мне не очень…
мне очень нравится этот стих я учила его с интересом
мне очень понравилось
Мне не очень выучить не могу(((
А я нашла ошибки:
Как высоко после восклицательного знака с маленькой буквы.
ИСПРАВЬТЕ!!!
В собрании стихотворений, в издании 1835 года, после восклицательного знака слово написано с маленькой буквы.
ты прав
ребята просто поставте разное ударение и рифма совпадет и норм
легко учится. Я выучил за 30 мин.
Кааааак????
Не возможно учить, нету рифмы!!! И слова все почти не понятны
Прикольный стих