Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде: Стих

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк но самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
— «Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».
— «Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору —
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшего брата».
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
«Погоди,— говорит,— схожу за оброком».
Пошел к деду, говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что все море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк —
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любимую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?» — «Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался бесенок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…»
— «Нет,— говорит Балда,—
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу.
Посмотрим, какова у тебе сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой».
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Анализ «Сказки о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о попе и его работнике Балде» — первая завершенная сказка Пушкина. Он написал ее в Болдино в 1830 г. Источником для написания стал рассказ Арины Родионовны, записанный поэтом в 1824 г.

Антирелигиозная сатирическая направленность привела к тому, что в царской России произведение выходило под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе». В советское время по понятным причинам «Сказка…» была идеализирована и рассматривалась как лучшее доказательство атеизма Пушкина.

На самом деле «Сказка о попе и его работнике Балде» вообще не имеет никакого отношения к религии. В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность.

Кроме самого наименования «поп» этот персонаж никак не проявляет себя в роли церковнослужителя. Единственное, что приближает его к церкви, — наличие попадьи и попенка. В чем же здесь атеизм Пушкина? Главное отрицательное качество попа – неуемная жадность. Попадья также проявляет себя не с лучшей стороны. Она «Балдой не нахвалится», но при этом советует мужу, как избавиться от предстоящей расплаты. В целом бескорыстная работа Балды «за семерых» не вызывает у жадных хозяев никакого чувства благодарности.

В образе Балды Пушкин изобразил обычного главного героя русского фольклора, подобного Ивану-дураку. Окружающие всегда считают его глупым человеком. Происходит это из-за его простоты, наивности и бескорыстия. Балда соглашается на годовую работу за детскую забаву – три щелчка. Это – очевидная глупость. Работник показывает себя с самой лучшей стороны, он не знает усталости и действует на благо хозяев. Даже получив небывалое задание – собрать оброк с чертей, Балда не задумывается и отправляется на выполнение. В трех спорах с бесами Пушкин показывает скрытый от окружающих ум Балды. Он с легкостью обводит чертей вокруг пальца и совершает невозможное – забирает у них вымышленный оброк.

Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья.

Сказка о попе и Балде учит, что жадность никого не доведет до добра. Балда не получает вообще ничего, кроме удовлетворения от расплаты. В этом можно усмотреть презрение автора к материальным благам. Человек, несмотря на мнение окружающих, должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

>
УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (82 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Слушать аудио-сказку:

Категории стихотворения "Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 24

  1. Катя Катюша

    Сказки Пушкина это всегда актуально, детям можно читать, пусть приобщаются к классической литературе.

    1. Максим

      Сказки крутые и читать приятно

  2. Василиса Петрова

    Раньше думала что все подобные творения не имеют смысла, но повзрослев поняла, что смысл как раз на злобу дня и имеет хороший воспитательный мотив.

  3. Анастасия

    С удовольствием перечитала это шикарное произведение! Что было сто-двести лет назад, то же самое происходит и сейчас. Тот же спектакль иерархии, скупость богачей и находчивость бедняков. Только имена героев меняются, а сценарий тот же… К сожалению.

    1. Аноним

      Всказке можно придумать все что угодно а вжизни все совсем га обород и ненадо тут путать духовную жызнь с атеистоми и выдумщиками

  4. Лариса

    «Сказка — ложь, да в ней намек» — Это относится ко всем сказкам Александра Сергеевича. Произведение давно расхватано на цитаты, классика не стареет.

  5. Виктория

    Я люблю мультфильмы, снятые по этой сказке, особенно тот, который снят в 70-е годы. Посмотрите, вам понравится.

  6. Яна

    Пушкин — вечная классика! Его сказки в стихах люблю читать сыну, ему нравится, и даже запоминает.

  7. Илья

    Во всех сказках А.Пушкина есть второй смысловой ряд. В сказке о попе и его работнике Балде тоже он есть.Если кратко во втором смысловом ряду этой сказки Балда символизирует трудовой народ. Поп, в сказке, это собирательный образ правящей династии Романовых так как главный Романов был попом, патриарх Филарет. Почему Балда отвесил попу три щелчка? Три щелчка символизируют три века правления Романовых.
    С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка; — Через 100 лет правления Романовы достигли своего потолка развития.
    Со второго щелка
    Лишился поп языка, — Через 200 лет они перешли на немецкий язык.
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика. — Завершилось их правление полной деградацией и сменой политического строя на более адекватный времени.
    Напрямую А.Пушкин не мог сказать это. Поэтому ему пришлось закодировать своё видение развития событий под сказку.

  8. Александр

    Пушкин не мог знать сколько будут править Романовы.Деградации небыло,так может сказать только Илья не знающий истории.Пример,Николай 2-запретил водку в России-это деградация?,а расстрел 15 миллионов умнейших людей которые осуществили;Ленин,Троцкий,Свердлов,Парвус,Бухарин,Зиновьев,Ягода,Ежов,вот это деградация и геноцид Нашего народа.

    1. Большевик

      Во первых по архивным данным расстреляно было 670 тысяч самых настоящих уголовников, убийц, насильников, коллаборационистов, белогвардейцев. Во вторых по переписи: население СССР выросло с 200 миллионов человек до 300 миллионов, что не укладывается в вашу антисоветскую пропаганду. Например с 1991 года по 2020 население России только уменьшилось, тут даже расстреливать никого не надо сами вымирают от хорошей жизни. Так что деградация на лицо.

  9. Сергей

    Мне кажется, что Пушкин — это самый первый рэппер,
    Чтобы было понимание, я совсем не юноша

  10. Владимр Л

    150 миллионов расстрелянных лично Сталиным, 200 миллионов изнасилованных лично Берьей, а николашка это так коронация с получением всенародно любимого прозвища, русско-японская выигранная война без жертв, а уж про 1 мировую при которой империя просто возвысилась до заоблочных показателей, это наш любимый ники 2

  11. соня

    так себе

    1. солина

      Это ну да я согласна так себе

      1. Вика. Лесная

        Класс. ✊✊

  12. Аноним

    Нормально

  13. Вера

    Так себе

  14. Катя

    Для самых маленьких деток мне кажется тяжеловато . А для более взрослых в самый раз

  15. Аноним

    Класс✌️✌️

  16. Антон

    не только сказки но и все произведения Пушкина очень интересны!!!!

  17. Большевик

    А послесловие после сказки так и воняет антисоветчиной… В Сказке Пушкин как раз пишет о церковнослужителях и их работниках, балда это домовая прислуга попов, бес это полицейский, а черти это оболваненный народ который платил оброк а потом и церковную десятину.

  18. Тима

    Классно!!!

  19. Радомир

    А что если я Вам скажу, что это сказка просто напросто игра между буквой «О»- поп и буквой «А» — балда?
    Кто кого победит?
    Поэтому она и детская

Добавить комментарий

Читать стих поэта Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде на сайте НашСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.