Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Ни за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
Анализ стихотворения «Ты у меня одна» Визбора
Произведение «Ты у меня одна» Юрия Иосифовича Визбора – признание в любви, ставшее песней.
Стихотворение датируется 1964 годом. Его автору в этот момент исполнилось 30 лет, в его активе уже музыка к популярной песне «Если я заболею» Я. Смелякова, поддержка самого К. Симонова, работа в звуковом журнале, первые концерты и первые песни, которые он теперь пишет сам, не в соавторстве. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка смежная, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Адресатом песни традиционно называют горнолыжницу и альпинистку Т. Масленкову (поэт и сам недурно освоил горные лыжи). Впрочем, текст песни позволяет предположить, что речь все же идет о его жене А. Якушевой и их дочери Татьяне. Лирический герой прячет улыбку, начиная вереницу пылких, а вместе с тем, чуть наивных сравнений. Действительно, не поспоришь: луна одна, весна тоже два раза в год не случается, а уж сосна в степи и вовсе редкость. Слышится в стихотворении и фольклорная нота: за рекой, туманами, дальними странами «нету другой такой». Дальше перечисляются банальные, в общем-то, вещи, однако те самые, что делают мир чуть надежнее, понятнее: провода в инее, спустившаяся на города ночь. В одном из них живет героиня стихотворения, переживающая такое обыкновенное вроде бы чудо: любовь. Уже чье-то сердце бьется в унисон. Кто-то хотел бы прожить с ней всю свою жизнь. «Взошла звезда» (инверсия): и в прямом, и в переносном смысле. Теперь никакие метели не страшны. Слово «дом» приобретает иное звучание, когда в нем появляется колыбель с ребенком. В заключительной строфе поэт утверждает, что только за этим поворотом начинается полноводная река жизни, чувств, смысла, творчества. В глубине души герой понимает, что на этом пути может встретиться всякое, в том числе, и непонимание, рожденное суетой, отчужденность, предательство и даже разлука. Однако взошедшая звезда уже стала для него путеводной. «Только свети!» — в этом повелительном финальном восклицании – мольба о вечном пристанище для уставшего сердца. Лексические повторы (анафоры) – основа стихотворения (словно, можешь, чтобы, свети), как и череда перечислительных градаций, ряд отрицаний. Лексика проста, интонация лирична, душевна.
Музыкальная композиция «Ты у меня одна» Ю. Визбора не раз исполнялась как автором, так и другими исполнителями, а также стала главной темой одноименного фильма Д. Астрахана.
Читай, Наташенька, стихи!
Они совсем, уж, не плохи,
А посвящаются тебе,
Моей любимой и Судьбе!
Одно из самых любимых стихотворений, очень чувственное. Люблю исполнять его под гитару.
Покойный муж пел мне под гитару эти проникновенные строки. До сих пор вспоминаю его тихий, приятный голос, когда где-то исполняют эту песню.
Проникновенные стихи! Услышала их в первые в песне к кинофильму, с тех пор запали в душу мне.