Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
Анализ стихотворения «Котик и козлик» Жуковского
Стихотворение Жуковского «Котик и козлик» посвящено детям автора — Александре и Павлу. Поэт создал специальный сборник стихов, куда включил это произведение. С помощью этого сборника Саша и Паша обучались русскому языку. Они плохо знали родной язык из-за постоянного проживания в Германии. Сегодня стихотворение «Котик и козлик» рекомендовано к прочтению детям, обучающимся в начальной школе.
Тема и идея
Стихотворение написано в 1851 году для детей младшего возраста, а значит имеет простое содержание. Основная тематика произведения — животные. Поэт описывает повадки домашних животных. Небольшой кусочек животного мира повествуется в том виде, в каком видит его ребенок.
Однако цель произведения — не познакомить ребенка с котиком и козликом (эти животные уже известны детям в начальных классах). С помощью этого стихотворения автор хотел облегчить детям обучение русскому языку, а чтение литературы сделать более занимательным и увлекательным.
Начало произведения несколько схоже с пушкинскими строками из «Руслан и Людмила». Пушкин писал: «Там чудеса…там леший бродит», на что Жуковский через десятилетия отвечал: «Там котик усатый…».
Жанр и композиция
Произведение написано в стиле прибауток, где действия героев сменяются очень быстро. В стихотворении — 8 строк, 18 слов (не считая союзов и предлогов).
Особенности рифмовки:
- первые 4 строки имеют перекрестную рифму (слова рифмуются через строку). К примеру, котик усатый — садику бродит, козлик рогатый — ходит;
- следующие 4 строки содержат смешанную рифму (слова рифмуются друг с другом каждые 2 строки). К примеру, котик-ротик;
- все использованные в стихотворении рифмы — точные. К примеру, ходит-бродит;
- первые 6 строк содержат закрытые рифмы, а последние 2 строки — открытые. Закрытые рифмы заканчиваются на согласный: котик — ротик. Открытые рифмы заканчиваются на гласный: седою-бородою;
- в произведении преобладает женская рифма, т. к. ударение в словах падает на предпоследний слог. К примеру, усАтый, рОтик, кОтик.
Произведение написано трехсложным размером, а именно — двустопным амфибрахием.
В написании стихотворения автор не использовал слова в переносном значении, отказался от сложных приемов. Единственное, что присутствует в тексте — эпитеты в уменьшительно-ласкательной форме (козлик).
Все действия животных будут легко восприниматься ребенком, т. к. значение слов сразу встает перед глазами (бродит, ходит).
класс
Любимый стишок моего сына) выучил буквально за пять минут, очень легкий для запоминания
Сын не сильно интересуется стихами, но этот понравился. А мы только рады! Всё-таки и память развивается, и речь…
Что бы мы делали без поэтов? Даже не думала сравнить умывания котика с накрашиванием ротика.