Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически размерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо-нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифи, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, все — живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Как исхищренны их узоры,
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Как много жизни претворенной, —
Пресыщенной и утомленной
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты
По стенкам нежные спирали;
Плывут дельфины на бокале,
И безобразны и прекрасны;
И стебель, странно-сладострастный, —
Па что-то грешное намек, —
Сгибает девственный цветок.
На черном поле звезды — рдяны,
Горят, как маленькие раны,
А фон лазурный иль червленый
Взрезают черные фестоны;
Глазам и сладостно и больно,
И мысль прикована невольно
К созданиям чужой мечты,
Горящим светом красоты.
Глубокий мрак тысячелетий
Расходится при этом свете!
И пусть преданья мира — немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг!
Валерий Брюсов — Эгейские вазы: Стих
>
Сыну в 4 или 5-м классе задали учить этот стих. Вопрос к тем кто составляют шк. программу по литературе, чем они думают то? «От грозных и огромных пифов…» это паевые инвестионные фонды, так я понимаю? «Плывут дельфины на бокале», речь вроде, о вазах. «И стебель странно-слабострастный…» это вообще что еще для пятиклассника? Это как он может понять? Вот это ещё -Амфоры, лекифи, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, все — живое чудо:
Это кто? как ребенок это может выучить?
Стих по обкурке написан или кто то уже сейчас его включил в школьную программу для четвероклассников. Я Брюсова возненавидела после того что двое суток с ним учила этот стих.