Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
. . . . . . . . . . . . . . . .
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина
Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям. Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г. Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.
С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.
Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния. Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов». В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.
Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.
На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами». Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом. Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…
Приходя утром в сознание, автор видит осколки зеркала и осознает, что ночные визиты черного незнакомца – сумасшедшие разговоры с самим собой.
«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.
Шикарно, особенно в исполнении Сергея Безрукова.
Потрясающей силы произведение…Советую послушать его в исполнении Сергея Безрукова, это просто великолепная интерпретация, в наушниках, темноте и с полным проникновением…
Просто великолепно! Обожаю стихи Есенина!
Специалисты утверждают, что «черный человек» — это Яков Блюмкин, чекист, приятель Есенина, организатор и исполнитель его убийства..
Мне по большей части думается, что это белая горячка. «Черный человек» — один из признаков.
Это мнение исследователей…
Я, конечно, мало в этом понимаю, но как-то сложно представить приятеля и убийцу (а в том, что это не суицид, я уверена) в одном лице.
Ага — а стихи с суицидальными мотивами за него коллектив ОГПУ писал. Талантливые ребята там работали. Вон даже в вики пишут что его убийство это вымысел, который эксперты же и подтвердили.
Слышал ,что Есенин видел не Блюмкина, а самого себя (в зеркало), но тот факт , что Сергея убили неоспоримо.
Такое чувство, что он был психически болен. Жутко если слушать в аудио варианте..
Творческий человек или человек науки по определению не может быть таким как все. Он по другому мыслит, рассуждает. Все считают таких людей психически отклонёнными. А кто сказал, что это плохо? Даже психическая болезнь — разве это плохо? Она может идти на благо творчеству и науке. Я не берусь утверждать, что Есенин был псих, но я уверен — психическое отклонение НЕ всегда есть плохо.
Превосходное произведение поэта! нам его в лагере читал наш вожатый, и лучше я никогда не слышала прочтения стихотворений Сергея Есенина и уже нигде лучше не услышу!
Грустно трагично и печально!
О Господи, это шикарно. Особенно понравились эти строки:
«Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою.»
Эта поэма самое шикарное произведение за всю историю литературы! одноклассница (12 лет) рассказала наизусть, и все слушали с удовольствием. Особенно концовка потрясла всех! Неожиданно. ЭТО ПРОСТО СУПЕР! КВИНТЭССЭНЦИЯ! нечего сказать!
Это — ЕСЕНИН!!! И, каждый из нас сам себе — черный человек… Жаль только, что не каждому удаётся узнать СЕБЯ в нём….
Да, Олечка…
Есть еще люди, реально спасибо за коммент. Бренные люди как они этого не видят . Может это они в своей психике заблудились . Ну те кто не видет. Как же сложно всё и может если их вывести то они будут умнее нас.
«В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство!»
Претендует на жизненное кредо!
Ах ты, ночь! Что ты наковеркала? Я один стою… И — разбитое зеркало… Замечательно звучит в исполнении группы Кукрыниксы!
Каждый раз мурашки бегают по всему телу, когда читаю данную поэму; а концовка просто невероятная… Глубоко личное и трогательное произведение.
черный человек — это смерть. Моцарт и Сальери вдохновили Есенина, как раз о черном человеке. К моцарту пришел черный чел, и заказал песнь в честь него. Реквиум это ода смерти. Никогда его не слушайте, чтобы не навлечь проклятие. Это очень опасно. А это последнее стихотворение Есенина перед смертью… она была близка… опасно это все. Это не шутки.
Никто практически не понимает что в каждом из нас есть свой собственный — чёрный человек. Для чего мы живём, в чем смысл? Мы можем спросить только у себя. Не обвинять всех вокруг… А попробывать разобраться в себе. Поговорить со своим черным человеком. Это наше подсознание. Я не могу объяснить, но я понимаю что он чуствовал…
Не ребята черный человек это он сам и говорит что его терзают воспоминания а про алкоголь тоже ошибка , это лекарь его а не наоборот еще в прошлых произведениях.
И не было у него психических отклонений.
Есенин во все не дурак
И черный человек та существует
Смерть посылает дерзкий знак
И над жертвой глумясь ликует
И как бы сводит ее сума
Ввергая в страх тяжелый
А душа отчаяньем своим полна
Приближает рок бедовый
И каждому она придет
В разных образах и в обличьях
Завершение жизни она несёт
Как ветку в клюве птичьем
Черный человек здесь и образ Смерти (как в случае с Моцартом) так и ощущение опасности от скрытого преследования людьми Троцкого,о котором Есенин знал или догадывался,так и вполне реальные личности,возможно Есенина могли и допрашивать….Слишком странное самоубийство,которое таковым не является.Есть мнение,что черный человек посещал и Пушкина и Лермонтова,вполне вероятно что и с Маяковским всё не так просто…
Таков Великий поэт Есенин! Рассказал всем, что его страна- страна самых отвратительных громил и шарлатанов, что потом подтвердил 37 год, а о сам- грешник, который лез к славе не брезгуя ничем. Но не у каждого хватит честности и искренности признать, что ты душу продал за успех и славу.