Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.
Тема стихотворения
Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.
Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.
Композиция и жанр
Условно всё стихотворение можно разделить на три части. Сначала читатель погружается в атмосферу войны — смерть, боль, бесконечные эшелоны.
Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.
В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.
Средства выразительности, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).
Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.
Стих вообще не в рифму, но вот учится легко!:)
стих отличный! и что ,что не в рифму? в нём описывается война, чувства людей! Раньше не было сайтов где можно подобрать рифму за несколько секунд люди сами подбирали всё! Это сейчас зашёл почитал . фильмы посмотрел, а раньше этого не было, так что если вам даже его и задали учить то всё равно надо выучить каким бы не было стихотворение) Удачи!
Класс ты рассказала коротко и ясно!
Стих отличный, учила долго, но это того стоило) думаю запомнится надолго)
Как так можно? Учить это так долго! Даже до слёз!
Люди! Это классика!
Это очень хороший стих.учится очень легко:)
Хорошо, что легко:D
Как можно о таком высказываться в духе «нормальный», «лёгкий»? Это же великолепное стихотворение)
Стихотворение вообще легко учится, хоть и большое, я учил «Ты помнишь Алеша,дороги Смоленщины…», задавали на выбор, а одноклассники некоторые вот это, и пока они его рассказывали выучил,не знаю, может это я так умудрился)
ха учебник коровина
Очень классный стих, троготельный!)
Стих хороший, но достаточно большой.
Маленький а вот Бородино большое стихотворение, но легко учится тоже.
Очень классный стих учится легко. Два четверостишия за 2 минуты выучил
Скоростная машина чтение)
Классное и трогательное стихотворение, легко запоминающееся и чувства людей передает, за душу тронуло
очень сложный стих и плохой
Учись быстрее чем они:D
Стих мне понравился нового ничего нет.
А что ты хотел? Это стихотворение никогда не изменят!
Стих быстрого учения, учиться так же как и «Бородино»- быстро)))
Уже всё выучил =)
Как вы это учите сижу 4 часа выучить не могу, плохой стих!
Учиться очень легко!Особенно в шестом классе!
Классный стих, учится легко
Стихотворение, как по мне идеальное, но есть одно НО, я его выучила, но стихотворение само по себе забывается
Стихотворение достаточно легко учится (это уже писали до меня миллионы раз знаю).
При выразительном чтении звучит просто шикарно.
Одобряю (~0-0)~
Одни отличники…
Учись!
Крутой стих, но учится ооооочень сложно…
Как вы можете учить это 4 часа если она учится за 20-30 минут:D
Стих очень красивый, не требует много времени, выучил за 10 минут =D
Очень правдоподобная, чисто фронтовая трогательная поэзия. Спасибо автору статьи за полезный материал.
Стих очень хороший. Во-первых ВСЁ там в рифму. Во-вторых очень трогательный. И наконец в-третьих ЧИСТАЯ правда.))))
Спасибо автору.)))