Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернака
Бессмертная трагедия Шекспира «Гамлет» не потеряла своей актуальности и в наше время. Поднятые в ней общечеловеческие философские вопросы интересовали людей любой национальности во все эпохи. Пастернаку принадлежит один из самых удачных вариантов перевода трагедии. Он провел огромную работу по ее анализу и максимально точному переложению мыслей Шекспира на русский язык. Поэтому стихотворение «Гамлет» (1946 г.) не случайно открывает поэтическую часть романа «Доктор Живаго». В образе Юрия Пастернак отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути.
В произведении используется многоступенчатое сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актером, который должен сыграть эту роль. Исполнение Гамлета считается в театральном мире одним из самых сложных. Для точной передачи всей полноты душевного конфликта главного героя актер должен буквально вжиться в его образ, на себя прочувствовать трагедию его жизни. Пастернак воспроизводит момент появления актера на сцене. На него устремлено все внимание зрительного зала через «тысячу биноклей». Актер находится в состоянии наивысшего душевного подъема от осознания важности происходящего.
Возникает еще одна аналогия. Лирический герой сравнивается с Иисусом Христом. Согласно евангельской легенде, Христос должен был выпить горькую чашу, означающую его согласие на принятие всех человеческих грехов и будущие страдания. «Убоявшись в сердце своем», он просит Бога избавить его от этой чаши, но все же находит в себе силы и принимает ее. Образ чаши стал нарицательным при описании непростого жизненного выбора.
Во второй части стихотворения Пастернак прямо намекает на советское тоталитарное общество. Лирический герой согласен исполнять роль Гамлета на сцене, но понимает, что такая же трагедия происходит в его жизни. Понятно, что пьеса закончится как обычно, все слова и действия персонажей заранее известны. Но что делать, если реальная жизнь живого человека становится всего лишь ролью в разыгрываемом кем-то спектакле.
Финал стихотворения крайне пессимистичен. Все сравниваемые персонажи (Христос, Гамлет, Живаго, актер) в результате объединяются в самом авторе, который «тонет в фарисействе» (замыкает рассуждение тоже библейский образ). Жизнь в тоталитарном государстве лишена свободы и проходит под управлением «главного режиссера». Мучительный выбор – всего лишь игра, от него ничего не зависит.
Познавательный и жизненный стих со смыслом. Всегда любил подобные жанры и читал такие стихи, все коротко и ясно.
Наконец-то узнал, откуда пошла такая известная фраза — «Жизнь прожить — не поле перейти». Очень атмосферное стихотворение, заставляет задуматься.
Это один из лучших стихов в русской поэзии
Только православный человек правильно поймет эти стихи…
стихотворения великих русских поэтов следует читать не глазами, а душой…
А сами вы можете стих сочинить? Конечно нет! такой с душой, с эмоциями?? Вы сможете выдать свои обиды, страдания, радость и т.д.? просто ужас, это великий поэт! как можно не любить стихи таких поэтов?! стих отличный!
стихи гениальные, чтобы это понять, нужно разбираться в поэзии. Нужно прежде очень много читать Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматову, Есенина.Воспитать вкус и чутьё. И действительно, хоть что-то понимать в этой жизни.
Такие стихи до слёз пробирают, если вдуматься. Жаль, здесь нет стихотворения «Гефсиманский сад». Ну всё гениально!
Одно из любимейших произведений Пастернака, а в исполнении Высоцкого в одноименном спектакле вызывает неописуемый шквал эмоций …
Это нужно чувствовать. Это надо принимать и действовать.
Настоящий человек всегда один в такие минуты! Герои всегда потому и герои что одиноки из многих…
Предвосхищение трагизма 20 века.
Человек не православный не понял.Но для увеличения пе…IQ ВЫУЧУ.
Прекрасный стих выучила весь
В кулисы приспособил ловко, разодранную надвое завесу…
Возможно, ты спасал Героя, безумцем подменив его, навремя?
Что ж… браво! Удалась уловка!..- роль короля играет нищий шут-повеса,
А там, во мраке царской ложи кроясь, властитель наших грёз сплетает жизни бремя.
Боже, ты отпустил мне роль,
где посредственный я исполнитель.
не ругай меня за любовь,
придёт время — стану хороший зритель
прости, что в антрактах молчу,
что сижу ни о чем не думая
не сбывается , что хочу
и за лень в субботу прости меня
знаешь — я ведь всегда с тобой
хоть мои аплодисменты тихие
так уж вверено мне судьбой
не хочу фальшивого имени…