Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.
Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.
В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».
Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.
Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.
В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.
В этих строках чувствуется гордость двоих людей. Кажется, что вот они рядом, но всё же они не вместе. Они с трепетом относятся друг к другу, но боятся это показать
Замечательный, душевный стих. Немного навеяло грусти, но стих шикарен. Обожаю подобные стихи, хоть они и терзают душу.
Анна Ахматова — большой мастер вместить в три четверостишия целую историю.
Самое любимое стихотворение!!
Комментировать это — кощунство. Фантастические стихи! И ведь как по-мужски. Тут судьба и жизнь на кону, а он — «не стой на ветру». Каково!?
Она его не любит, а он даже на прощание о ней заботится — «не стой на ветру».
Обожаю стихи А.Ахматовой , всё жизненно важное подмечено ! Верно сказано Николаем ,коментировать -это кощунство!
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Сомневаюсь в правильности своего комментария, но темная вуаль это неотъемлемый атрибут поминок или похорон. У меня такое впечатление что героиня переживает не просто расставание, а трагедию. Это её «Как забуду?» словно говорит о болезненном воспоминании которое ни вырвать, ни забыть. Такие воспоминания наполнены чувством вины, они с нами до самого конца.
А второе что натолкнуло меня на мысль о присутствии вуали неспроста, это «Улыбнулся спокойно и жутко» словно мифический герой стихотворения уже принял роковой выбор и от этого становится жутко, от очевидности того что случится. Не просто окончательный разрыв отношений, а что-то страшнее. Может свёл счёты с жизнью? Или Ахматова отождествляет намёк на произошедшую трагедию с гибелью любви, словно и не чувство умерло, а живой человек. Вуаль на поминки былой любви или любимого?