I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
___________
Год: 1833
Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина
Широко известно, какое именно время года было самым любимым у Пушкина. Произведение «Осень» — одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе. Поэт написал его в 1833 г., во время пребывания в Болдино (т. н. «Болдинская осень»).
Пушкин выступает в роли талантливого художника, с большим мастерством рисующего картину осеннего пейзажа. Строки стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, находящейся в фазе увядания. Вступление представляет собой первый набросок к картине: опадающая листва, первые заморозки, выезды на псовую охоту.
Далее Пушкин изображает остальные времена года. При этом он перечисляет их достоинства, но делает основной упор на недостатках. Описание весны, лета и зимы достаточно развернуто, автор прибегает к шутливым грубоватым замечаниям. Приметы весны – «вонь, грязь». Зима вроде бы насыщена многими радостными событиями (прогулки и забавы на природе), но продолжается невыносимо долго и надоест «и жителю берлоги». Все хорошо жарким летом, «да пыль, да комары, да мухи».
Сделав общий обзор, Пушкин в качестве противопоставления переходит к конкретному описанию прекрасной осенней поры. Поэт признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза, представляющая собой антитезу, — «Унылая пора! Очей очарованье!» стала крылатой в характеристики осени.
Описание осени в стихотворении – художественный образец для всего русского поэтического общества. Пушкин достигает вершин своего таланта в использовании выразительных средств. Это разнообразные эпитеты («прощальная», «пышное», «волнистою»); метафоры («в их сенях», «зимы угрозы»); олицетворения («одетые леса»).
В заключительной части стихотворения Пушкин переходит к описанию состояния лирического героя. Он утверждает, что только осенью к нему приходит истинное вдохновение. Традиционно для поэтов весна считается временем новых надежд, пробуждения творческих сил. Но Пушкин снимает это ограничение. Он снова делает небольшое шутливое отступление – «таков мой организм».
Посещению музы автор отводит значительную часть стихотворения. В описании творческого процесса также чувствуется рука великого художника. Новые мысли являются «незримым роем гостей», совершенно преображающим одиночество поэта.
В финале поэтическая работа представляется Пушкиным в образе корабля, готового к плаванию. Стихотворение обрывается риторическим вопросом «Куда ж нам плыть?». Это указывает на бесконечное множество тем и образов, возникающих в сознании поэта, который абсолютно свободен в своем творчестве.
это одно из любимых моих стихотворений .так как я люблю осень с ее красотой и теплом.я до сих пор иногда читаю стихи и произведения Пушкина это ведь настоящий гений русской литературы………
он гад что так сложно писал а мне теперь эту хр*нь учить
Ты глупый?
ПОДДЕРЖИВАЮ!
Ты Маяковского или Ахматаву с Цветаевай прочел, там реально сложно!
А Александр Сергеевич очень легко читается. Его любой первоклашка выучит. У меня сын ему 4 года он у Пушкина несколько стихотворений наизусть знает.
Александр Цветаева реально сложно
Не крутяк
Сам гад мне нравится я уже знаю 5 обзац
Аноним мне кажется тебе просто лень учить! значит ты глупый?
Это не хр*нь аноним и сам ты гад про великого писателя говорить
поддерживаю
Александр Сергеевич Пушкин настоящий гений.Не то что ты.
Да так и есть
да, уж, алиса ангел, ты совсем. просто правда, Точно брат.
Он легко учится!
Он писал от души, а не чтоб его потом учили, глупое создание
Ну это Вы зря Пушкин народное Наследие богаты станете Душой
норм
Оцените пожалуйста аудио прошу!!!
Демидова читает не плохо, но как на мой взгляд слегка тянет. Герасимов наоборот, торопится. Великолепно читает Игорь Кваша. После того как услышала в его исполнении загорелась выучить весь стих, чтобы декламировать с чтецом вместе!
ты кто такой? пушкин умер!
Чувствуется осенний холодок, когда читаешь эти строки. Несомненно, Пушкин был мастером поэтического слова.
Отлично сказано!
Почему бы и не любить осень у теплого камина, набравшись летом сил и чувствуя приливы вдохновения.
Вот такую пушкинскую осень я и люблю!
Я предпочитаю лето, но осень очень красива. А зима, которую так любил Пушкин — время работы и концентрации на поставленной цели.
Долго очень вопше мне лень читать
Угу согласен
Осень- красивое время года, одно из лучших! Стих тому подтверждение, лучше сказать невозможно!
«Бешеная забава» — имеется в виду охота?
Осень-красивое время года, одно из лучших! Стих тому
Подверждение, лучше сказать невозможно!
Не понятны вот эти строки:
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Страдают озимые поля от лошадиных копыт
ох, эти прекрасные стихи ,
так красивы и добры.
понять их может сложно,
но красивые они!!
Всё прекрасно по своему, когда оно в меру! И лето, и зима, и очень и весна! И это так во всём, а не только во временах года
мне нравится стихи Пушкина
Читая и изучая поэзию авторов прежних веков, порою нам не понятны выражения, метафоры, сравнения и т .д.. Просто мы живём в другом времени, быт А.С. Пушкина забыт, как и им ,жившим в те времена, писавшим гусиными перьями, непонятен наш компьютер, если проявилась бы возможность его им показать. Таких слов и выражений великое множество. » …страждут озими от бешеной забавы…». Для объяснения сего кусочка стихотворения можно приготовить обширную историческую справку о крестьянском труде, о барской охоте, о времени события. Меня часто спрашивают что такое пимы, ухват или рогач, супонь, гужи и многое другое. Вышло из нашего применения отсюда и понятия.в.к
Классные стихи
Стих конечно супер, но зачем заставляют детей начальных классов выучить их наизусть!
Делается это для того, мой любознательный друг, чтобы у детей тренировать память, создавать в голове устойчивые выражения, прививать вкус к прекрасному, и делать это надо с ранних лет, потом может быть увы поздно…
Ребенок может выучить стих под давлением, но это не будет говорить абсолютно ни о чем, ни о развитой памяти, ни о привитой любви к прекрасному. Это будет просто означать, что вы продавили ребенка и заставили его выучить стих.
Вы правы, под давлением. Дело в том, что без давления не делается ничего. Все великие занимались любимым делом в детстве под давлением. А если вы не велики и не стремитесь к великости, оно вам в душу западёт и окажет прямое влияние на формирование вашего мировоззрения.
Для примера можно привести современную английскую школу для высших слоёв общества, где обучение поставлено абсолютно без применения гаджетов, но с применением физического насилия (у учителя в руках линейка, и он этот предмет периодически приводит в соприкосновение с телесами обучающихся).
Иначе сэров и пэров вырастить невозможно. Возможно только дворников и уборщиц.
Анон, потому что они легко учатся
Согласна. Зубрёшка. Их дети только ненавидят и отбивают охоту в дальнейшем к стихам. Я Пушкиным в классе 9 прониклась, а до этого вызывал только аскому. Мне кажется, что стихи в начальной школе для родителей)))) Очень понравился стих «Зимняя дорога», запомнился за минут 20, ребенок с ним страдал час))) «Осень» для меня самый любимый, близок сердцу!
Господи, как хорошо , красиво и просто пишет. А моей внучке в первом классе задали стихотворение осень Новеллы Матвеевой. Учим целый день, никак не получается.
Отличный стих.
Лучший поэт в истории Российского Государства!
Лучший поэт в мире!
Лучший в мире
Крууууть! Стих отпад!
спасибо мне очень помогло
очень хороший стих
стих очень хороший
Аноним как ты мог про Верикого поэта так говорить сам ты гад
Поддерживаю он сам гад
Великолеепный стих!!!
Какой-то длинный стих зачем такое задавать учить?
Это специально, чтоб было за что задницу надрать, если не выучишь.
Отличное произведение, задали выучить отрывок, великолепно!
Всегда вдохновлялся творчеством данной удивительной личности, гения русской литературы! Стихотворение трогает душу, вызывая бурю положительных эмоций и воспоминаний. Это шедевр!
мне понравилось
Мне нравится
классно
Спасибо что вам нравятся мои произведения и стихи я желаю что бы вы тоже могли сочинять такие стихи
немного большое но прикольное стихотворение
бесят твои стихи я не могу его выучить
это золото
как красиво как сладко
Господи … мне так нравится этот стих я его выучила хотя мне 9 лет когда я его вспоминаю у меня сердце замирает